(Нач. XVII в., с. Лопатищи (ныне Кстовского р-на Нижегородской обл.), по др. данным, с. Колычево (ныне Лысковского р-на Нижегородской обл.) Закудемского стана Нижегородского у.- вскоре после 1654), еп. Коломенский и Каширский (17 окт. 1652 - апр. 1654), был единственным архиереем, открыто выступившим против богослужебной реформы патриарха Московского и всея Руси Никона (Минова).
Павел, еп. Коломенский и Каширский. Фреска из домашней моленной Д. В. Сироткина в Н. Новгороде. Нач. XX в.
Павел, еп. Коломенский и Каширский. Фреска из домашней моленной Д. В. Сироткина в Н. Новгороде. Нач. XX в. Отцом П. был свящ. Иоанн. В 20-х гг. XVII в. семья П. переехала в приселок Лыскова Кириково (ныне Лысковского р-на Нижегородской обл.). В Лыскове служил свящ. Анания, дом к-рого стал одним из центров формировавшегося движения боголюбцев (см.
Ревнителей благочестия кружок). Младший сын свящ. Анании Иван (см.
Иларион, свт., митр. Суздальский и Юрьевский) был женат на сестре П. Ксении (скончалась через 1,5 года после свадьбы). К Анании приходили за духовным наставлением буд. протопопы Иоанн
Неронов и
Аввакум Петров, Никита Минов (впосл. патриарх Никон), живший послушником в
Макариевом Желтоводском во имя Святой Троицы монастыре, к-рый находится на противоположном от Лыскова берегу Волги. Позднее боголюбцы получили значительное влияние при дворе царя
Алексея Михайловича. В юности П. посещал Макариев Желтоводский мон-рь, поступил в братию обители (дата пострига неизв.), был рукоположен во иерея, в 1636-1640 гг. являлся казначеем мон-ря. В 1651 г. патриарх
Иосиф поставил П. игуменом
Пафнутиева Боровского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря. Назначение произошло по рекомендации духовника царя прот. Стефана
Вонифатьева или благодаря поддержке Никона, ставшего Новгородским митрополитом. О деятельности П. в Пафнутиевом мон-ре сведений мало. В лит-ре упоминается грамота за подписью П. о размежевании «усадебных мест» для горожан и для крестьян, принадлежавших Покровскому Высокому мон-рю, к-рый находился под упр. Боровского мон-ря (
Леонид (Кавелин), архим. Историко-археол. и стат. описание Боровского Пафнутьева мон-ря. Калуга, 1894. С. 125). После смерти патриарха Иосифа П. поддержал выдвижение на Патриаршество митр. Никона, был одним из 12 кандидатов на Патриарший престол, участвовал в интронизации Никона.
В 1652 г. удалился на покой Коломенский еп. Рафаил. 17 окт. патриарх Никон возглавил хиротонию П. во епископа Коломенского и Каширского. О деятельности П. на Коломенской кафедре (см. Коломенская епархия) сохранилось неск. свидетельств. П. отлучил от Церкви воеводу крепости Ефремов Даниила Карпова, к-рый, вмешавшись в архиерейский суд, судил свящ. Максима. Епископ занимался благоустройством архиерейского дома: по-видимому, перестроил епископский «дворец», поставил зимнюю теплую ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 226-227). 11 дек. 1653 г. в Коломне зять П. Иоанн принял монашеский постриг с именем Иларион, 12 марта следующего года П. рукоположил его во диакона и назначил ризничим.
Мученическая кончина Павла, еп. Коломенского и Каширского. Миниатюра из старообрядческой рукописи. XIX в.
Мученическая кончина Павла, еп. Коломенского и Каширского. Миниатюра из старообрядческой рукописи. XIX в. Накануне Великого поста в 1653 г. (пост начался 21 февр.) патриарх Никон разослал по московским храмам «Память», в к-рой говорилось о замене 12 земных поклонов во время чтения молитвы прп. Ефрема Сирина поясными и об употреблении
троеперстия. Против перемен выступили прот. Иоанн Неронов и др. ревнители благочестия. В Житии протопопа Аввакума рассказывается о том, как П. вместе с протопопами Иоанном Нероновым,
Даниилом, Аввакумом подписал грамоту царю в защиту прежней практики (не сохр.). Неронов был сослан, П. с др. недовольными продолжил борьбу за верность старым обрядам. На Соборе Русской Церкви в кон. марта - нач. апр. 1654 г. патриарх Никон предложил начать исправление церковных книг (см.
Книжная справа) и нек-рых богослужебных чинопоследований. П. выступил в защиту старых обрядов и против начатых патриархом Никоном нововведений. Вместе с др. архиереями Коломенский епископ подписал деяние Собора, но настоял на том, чтобы в деянии было записано его особое мнение: «А что говорил на святем Соборе о поклонех, и тот устав харатейной во оправдание положил зде, а другой писмяной» (Деяние Московского Собора 1654 г. М., 1873. Л. 21; факсимильное воспроизведение приписки см.: Патриарх Никон: Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты. М., 2002. Кат. 14;
Урушев. К биографии... 2004). В «Винограде российском» Семен Денисов (см. в ст.
Денисовы) усиливает смысл приписки: «Аще кто от обычных преданий святыя кафолическия Церкве отымет, или приложит к ним, или инако развратит, анафема да будет» (
Денисов. 1906. Л. 32 об.). Сведения о Соборе 1654 г. и о речи на нем П. изложены в записях архидиак.
Павла Алеппского. За этот публичный протест патриарх Никон сразу же после Собора единолично изверг П. из сана, подверг его телесному наказанию и сослал в заточение. Челобитная Иоанна Неронова от 2 мая 1654 г. царице Марии Ильиничне с просьбой о заступничестве за П. осталась без ответа. 5 дек. 1657 г. патриарх ликвидировал Коломенскую епархию, ее территория была включена в
Патриаршую область. На
Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. одним из обвинений против патриарха Никона, на основании к-рых он был низложен, стали самовольные, без соборного решения, низложение, жестокое наказание и ссылка П., в результате чего он сошел с ума и погиб. Эти действия вменялись Никону в вину как убийство (Там же. С. 1080; Дело о патр. Никоне. 1897. С. 450).
В Деле патриарха Никона местом ссылки П. назван Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня женский монастырь. О судьбе П. сказано: «Темже прилучися архиерееви тому изумитися и погибнути бедному кроме вести: от зверей ли снеден или в воде утопе» (Гиббенет. 1882. С. 1012, 1096). О низвержении Никоном П. и о скоропостижной смерти последнего после умопомешательства сообщил в Киев участник Собора 1666 г. Черниговский и Новгород-Северский архиеп. Лазарь (Баранович) (Лазарь (Баранович), архим. Письма. Чернигов, 1865. С. 46). Аввакум писал о том, что П. был сожжен в новгородских пределах (Житие протопопа Аввакума. 2017. С. 58-59). В книжной традиции Выголексинского общежительства местом ссылки и иногда смерти П. считается Корнилиев Палеостровский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь. В «Поморских ответах» говорится, что П. сослали в Палеостровский мон-рь на Онежском оз., а потом «не ведомо где поточиша или замучиша его» (Поморские ответы. М., 2016. Кн. 1. С. 296; Кн. 2. С. 279). Позже появилось уточнение, что из Палеостровского монастыря П. перевели в Новгород, где он был сожжен в срубе (Денисов. 1908. Л. 15-15 об.). (Д. А. Урушев считает, что появление у старообрядцев версии о ссылке П. в Палеостровский мон-рь обусловлено желанием прославить эту обитель, после того как во время штурма мон-ря солдатами в 1687 старообрядцы совершили в нем самосожжение - Урушев. 2010.) В старообрядческом предании кончина П. отнесена к 3 апр. 1656 г., но эта дата не имеет подтверждения в документах.
Личность П. оказала большое влияние на развитие старообрядчества. В Житии Аввакума и в челобитной Иоанна Неронова царице Марии Ильиничне П. назван 1-м страдальцем за веру. До наст. времени беспоповцы почитают П. в первую очередь как мученика. В «Сказании о страдании и скончании священномученика Павла, епископа Коломенского» (Белокуров. 1905. Кн. 2. С. 41-46), выдержанном в поморской традиции, в частности, говорится, что П. «приходящих от Великороссийской церкви новокрещенных покрещевать истинным крещением заповедоваше, новорукоположенных Никона не приимати иереов». В «Сказании...» сообщается об участии П. в вымышленном Курженском соборе 7 янв. 1656 г., на к-ром он подписал решение о перекрещивании «никониан».
В традиции поповцев П. вначале упоминался как борец за веру (Ответы Александра диакона (на Керженце), поданные Нижегородскому еп. Питириму в 1719 г. Н. Новг., 1906. С. 277). Во 2-й пол. XVIII в. поповцы стали называть П. 1-м старообрядческим архиереем, делать акцент на его пастырской деятельности в ссылке. Это представление отразилось в «Истории о Павле, епископе Коломенском, и о бегствующем священстве, кои не приклонишася к Никоновым новотворным догматом, и како тии от епископа Павла благословение прияша» (Белокуров. 1905. Кн. 4. С. 28-41) и в соч. Ионы Курносого «История о бегствующем священстве», к-рое автор представил на старообрядческом соборе, прошедшем на Рогожском кладбище в Москве в 1779 г. В сочинениях рассказывается о ссылке П., о его беседах с приходившими к нему старообрядцами и о том, что он заповедовал им принимать священников из правосл. Церкви через миропомазание, если они были крещены полным погружением. Оба сочинения близки между собой и имеют полемическую направленность в контексте споров поповцев о чиноприеме беглых священников. В обоих текстах П. предстает пастырем и активным проповедником, однако он отказывается от поставления священников для старообрядцев, ссылаясь на то, что старообрядцы могут приходить к верным старообрядчеству архиереям, а он не может совершать архиерейские действия, потому что лишен кафедры. В «Церковной истории» инока Павла (Великодворского) основное внимание уделено участию П. в Соборе 1654 г., местом ссылки назван Палеостровский мон-рь, куда к епископу стали приходить старообрядцы, после чего П. был переведен в новгородские пределы и сожжен. В деяниях собора беглопоповцев 1924 г. представление о П. как о 1-м древлеправосл. епископе выражено прямо: «Во время печальных и кровавых событий церковного раздора… последовала смерть единственного оставшегося верным древлеправославию епископа - Преосвященного Павла Коломенского, и таким образом истинная Христова Церковь, т. е. старообрядцы, оказались без архипастыря и явились временно вдовствующей Церковью» (Труды всероссийских соборов старообрядцев, приемлющих священство от Греко-Российской Церкви: Московского за 1924 г., Хвалынского за 1925 г. Устав и руководственные правила по управлению церкви. [Хвалынск, 1925]. С. 1). Ф. Е. Мельников в «Краткой истории древлеправославной (старообрядческой) церкви» называет П. родоначальником старообрядческой иерархии. П. почитается также как юродивый. Старообрядцы толкуют сообщения о том, что епископ «изумился» (сошел с ума), в том смысле, что П. стал «безумным Христа ради».
П. был прославлен как священномученик и исповедник на соборе епископов Белокриницкой иерархии 31 мая 1917 г. Существуют 2 службы П., относящиеся к поморской и белокриницкой традициям.
Арх.:
Павел (Великодворский), инок. Церковная история старообрядчества (после 1848 г.) // РГБ ОР. Ф. 238. № 41.
Ист.:
Иона Курносый. История о бегствующем священстве //
Есипов Г. В. Раскольничьи дела XVIII ст. 1863. Т. 1. С. 178-189; Челобитная Иоанна Неронова к царице Марье Ильиничне из Спасо-Каменного мон-ря, 2 мая 1654 г. // МДИР. 1875. Т. 1. С. 79-80;
Белокуров С. А. Чин избрания, наречения, благовестия, посвящения и шествия около города патр. Никона: Список с настольной грамоты патр. Московскому Никону // ХЧ. 1882. № 7/8. С. 287-320;
он же. Сказания о Павле Коломенском // ЧОИДР. 1905. Кн. 2. С. 31-52; Кн. 4. С. 25-49;
Георгиевский В. Т. Житие и подвиги Илариона, митр. Суздальского, и краткие сведения об основании им Флорищевой пуст. Вязники, 1894; Дело о патр. Никоне. СПб., 1897. С. 450;
Денисов С. Виноград российский, или Описание пострадавших в России за древлецерк. благочестие. М., 1908;
Павел Алеппский. Путешествие. 2005; Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. М., 2017.
Лит.:
Мельников П. И. Исторические очерки поповщины. М., 1864. Ч. 1. С. 24-26;
Гиббенет Н. А. Историческое исслед. дела патр. Никона. СПб., 1882. Ч. 1;
Ивановский Н. И. Измышленный старообрядческий собор: Разбор раскольнической рукописи // ПС. 1882. Ч. 1. № 2. С. 167-193;
Каптерев Н. Ф. Патр. Никон и его противники в деле исправления церк. обрядов. М., 1887. Вып. 1;
он же. Патр. Никон и царь Алексей Михайлович. Серг. П., 1909. Т. 1;
Островский Д., свящ. Лица, содействовавшие появлению и распространению в XVII в. старообрядческого раскола в Олонецком крае // Олонецкие ЕВ. 1907. № 7. С. 199-201;
Понырко Н. В. Обновление Макариева Желтоводского мон-ря и новые люди XVII в.- ревнители благочестия // ТОДРЛ. 1990. Т. 43. С. 58-69;
Макарий (Булгаков). История РЦ. 1996. Кн. 7. С. 72, 84-85, 118;
Мельников Ф. Е. Краткая история Древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул, 1999. С. 45-47, 165-166;
Бондарев В. Верен до смерти: Подвиг свт. Павла Коломенского // Церковь. М., 2002. Вып. 4/5. С. 46-49;
Урушев Д. А. Житие свт. Павла Коломенского: (Канон сщмч. и исп. Павлу, еп. Коломенскому). Каз., 2002;
он же. К биографии еп. Павла Коломенского // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.): Сб. науч. тр. М., 2004. Вып. 3. С. 21-42;
он же. Правило веры и образ красоты: Юродивый епископ-мученик Павел Коломенский // Истина и жизнь. М., 2004. № 7/8. С. 28-32;
он же. Коломенский еп. Павел в историографической традиции Выговской пуст. (1-я пол. XVIII в.) // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: История и полит. науки. 2010. № 1. С. 204-208;
Смирнов И. П. Сщмч. Павел, еп. Коломенский // Рус. средневековье: Сб. науч. ст. 2000-2001 гг.: Источники. М., 2004. С. 89-95;
Паскаль П. Протопоп Аввакум и начало раскола. М., 2010 (по указ.);
Кулемзин С., свящ. Коломенские епископы XVII в. // Моск. ЕВ. 2012. № 7/8. С. 148-159;
Светлова О. А. Историко-героические мотивы в житии и каноне свт. Павлу Коломенскому // Вестн. Кемеровского гос. ун-та культуры и искусств. 2012. № 20. С. 189-197;
Никаноров И. Н. Постановление легендарного старообрядческого собора и сб. «Отеческие завещания» // Гуманит. науки в Сибири. Новосиб., 2013. № 4. С. 67-71.
С. Е. Мишин